Главная страница   |   Оглавление раздела

Из жизни народов Междуречья.

Как выглядели жители Междуречья, какую одежду носили, любили ли слушать музыку? Ответы на эти вопросы можно найти, внимательно присмотревшись к дошедшим до нас рельефам во дворцах ассиро-вавилонских владык.

Изображения музыкальных сцен на рельефах Передней Азии являются косвенным свидетельством того, что музыка занимала важное значение в жизни этих народов. Ассирийцы использовали различные музыкальные инструменты: лира, лютня, флейта и ручной барабан.
Гильгамеш со львом. 721-705 гг. до н. э., правление Саргона II, Ассирия.
Гильгамеш со львом.
721-705 гг. до н. э.,
правление Саргона II,
Ассирия.


Идеалом ассиро-вавилонской красоты была солидность и массивность. Они, в отличие от стройных и изящных египтян, изображали себя массивными и неуклюжими, с мощной мускулатурой.

Иной была и их одежда.

"Ассирийская одежда не могла, подобно египетской, ограничиться лоскутком материи. Климат Ассирии требовал длинную до пят рубашку, иногда укороченную до колен и подпоясанную поясом. Верхнее платье вначале одевали только привилегированные классы. Костюм мужской и женский был почти одинаков, да оно и понятно: при том рабском положении женщины, которое она имела на Востоке… Зато самые материи были великолепны. Азия издревле славилась выделкой тканей, особенно цветных и узорчатых." (П. П. Гнедич)

Шумерские памятники сохранили для нас тип самой древней мужской одежды, так называемой каунакес, который заменил одежду из кожи животных и часто имитировал мех. Любовь к меху сохранилась и у ассирийцев. Их плащи, украшенные шарфами и накидками, первоначально также были отделаны мехом, который позже стали заменять бахромой.
Саргон II и высшее руководство. 721-705 гг. до н. э., правление Саргона II, Ассирия.
Саргон II и высшее руководство.
721-705 гг. до н. э.,
правление Саргона II,
Ассирия.
Национальной одеждой ассирийцев была рубашка. У простого народа она доходила до колен и подвязывалась кушаком, богатые люди носили разноцветную рубашку до пят и внизу украшенную кистями. Шарфы с бахромой носили только сановники. Посох, служивший вначале символом царской власти, позже стал употребляться всеми знатными людьми.

Особое внимание уделяли ассирийцы убранству волос: причёске, бороде, усам, бакенбардам. Правители носили длинные волосы, часто собранные в пучок. Бороду и усы тщательно завивали. В бороду вплетали золотые нити, брови чернили, а лицо белили и румянили.

Ассиро-вавилонская мебель проста и массивна, в ней нет мягких, динамичных линий, которые использовали египтяне. В жилищах были стулья, табуреты, парадные троны, кушетки, скамьи, балдахины.

"Частные жилища ассирийцев очень похожи на египетские: те же плоские крыши, открытые галереи, та же простота мотива. В деталях является новизна: капители колонн своеобразны, здесь впервые появляется волюта - завиток капители, занявший потом такое огромное место в ионическом ордере. В орнаменте есть самобытность и оригинальность…" (П. П. Гнедич)

Ассиро-вавилонский орнамент богат изображениями фантастических зверей и растений.

Плавали ассирийцы на простых лодках, которые плелись из крепких прутьев, обтягивались кожей и имели круглую форму. Кроме лодок были у них и плоты, с кожаными, наполненными воздухом мехами.

Геродот нашёл корабли Междуречья самым удивительным из того, что он увидел в этой стране.

"Теперь я перейду к рассказу о самом удивительном из того, что есть в этой стране (кроме самого Вавилона). Суда, на которых плавают вниз по реке в Вавилон, совершенно круглые и целиком сделаны из кожи. В Армении, которая лежит выше Ассирии, вавилоняне нарезают ивовые прутья для остова корабля. Снаружи (остов) обтягивают плотными шкурами наподобие круглого днища корабля. Они не расширяют кормовой части судна и не заостряют носа, но делают судно круглым, как щит. Затем набивают судно соломой (для обёртки груза) и, нагрузив, пускают вниз по течению. Перевозят они вниз по реке главным образом глиняные сосуды с финикийским вином. Управляют судном с помощью двух рулевых вёсел, которыми стоя загребают двое людей. Один из них при этом тянет судно веслом к себе, а другой отталкивается. Такие судна строят очень большого размера и поменьше… На каждом судне находится живой осёл, а на больших - несколько. По прибытии в Вавилон купцы распродают свой товар, а затем с публичных торгов сбывают и остов судна, и всю солому. А шкуры потом навьючивают на ослов и возвращаются в Армению. Вверх по реке ведь из-за быстрого течения плыть совершенно невозможно. Поэтому и суда строят не из дерева, а из шкур. Когда же купцы на своих ослах прибывают в Армению, то строят новые суда таким же образом. Таковы у них (речные) суда."



      Главная страница   |   Оглавление раздела



Общие сведения| История| Культура| Религия| Галерея

Главная| О сайте| Полезные ссылки

Rambler's Top100