Главная страница   |   Оглавление раздела

Шумерийская эпоха - Объединение страны
и общегосударственные боги

Уже в шумерийскую эпоху (четвёртое-третье тысячелетие до. н. э.), путём слияния посёлков в крупные поселения и
Статуэтка бога. Золото. XVII-XV вв. до н. э.
Статуэтка бога.
Золото.
XVII-XV вв. до н. э.
комбинирования местных представлений о богах-покровителях, общенародные божества. В числе их особенно выделялись: Ану, Эа, Энлиль. Происхождение этих образов неясно, во всяком случае они сложные. Ану - от шумерийского ан (небо) - вначале был, вероятно, просто олицетворением неба. Этимология имени Энлиль спорна; считают, что она восходит к шумерскому лиль (ветер, дыхание, тень, дух). В текстах Энлиль получает эпитеты "царь наводнения", "гора ветра", "царь страны" и пр. Возможно, что это божество было связано с ветром, дующим с гор и нагоняющим дождевые тучи, а отсюда иногда возникали и наводнения. Бог Эа почитался особо приморскими общинами и, видимо, был покровителем рыбаков; его изображали в виде человека-рыбы; он считался в то же время культурным героем и в мифах изображался как защитник людей от других богов. В эпоху политического объединения страны названные три бога почитались как великие общенародные божества. За ними закрепились эпитеты: Ану - непостижим и далёк, Энлиль - могуч и царствен, Эа - мудр и свят.

Между этими и местными божествами жрецы стали устанавливать генеалогические связи. Нингирсу был объявлен сыном Энлиля, богиня Иннина (покровительница Халлаба) - дочерью Сина, позже - супругой Ану и т. д. Таким образом, уже в шумерийскую эпоху, до вторжения семититских народов - аккадийцев, аморреев, шёл процесс формирования пантеона богов из прежних божеств-покровителей общин. Сюда вплетались и черты олицетворения сил природы, и черты культурных героев.

Интересно, что изображения богов уже в самую раннюю эпоху по большей части антропоморфны. В отличие от Египта, Месопотамия почти не знала зооморфных богов; исключением является тот же Эа, изображавшийся как человек-рыба. Почти не знала Месопотамия и культа животных - опять-таки не в пример Египту. Вообще следы тотемизма здесь мало заметны. Кстати, священные быки часто изображались с человеческими головами, тогда как в Египте, напротив, боги зачастую изображались в виде человека, но с головой какого-либо животного.

      Главная страница   |   Оглавление раздела



Общие сведения| История| Культура| Религия| Галерея

Главная| О сайте| Полезные ссылки

Rambler's Top100